Для эвольвентных зубчатых передач увеличение межцентрового расстояния А в пределах установленных допусков не нарушает правильности зацепления. Однако это увеличение сопровождается ростом зазоров С в зацеплении зубьев, в связи с чем в быстроходных передачах возникают удары и создаются дополнительные нагрузки на зубья. Эти погрешности зацепления обусловливают более интенсивный износ передачи. При уменьшении расстояния между осями зазор в зацеплении уменьшается, что может вызвать заедание и заклинивание зубьев.
Величину зазора С между зубьями передачи проверяют щупом (при открытых торцах зубчатых колес) или же прокатыванием между зубъями свинцовой проволоки. Сплющенную часть проволоки затем замеряют штангенциркулем или микрометром.
Качество зацепления зубчатых колес проверяют также по пятну контакта поверхностей зубьев, определяемому с помощью краски. При вращении меньшего колеса, покрытого тонким слоем лазури, на сопряженном колесе пятна краски должны покрывать среднюю часть боковой поверхности зубьев по высоте и длине. При неправильном контакте пятна краски смещаются. При неудовлетворительном зацеплении подбирают другие зубчатые колеса.