Влияние качества обработанной поверхности
Качество поверхностного слоя деталей машин оказывает существенное влияние на их эксплуатационные свойства. Одной из важнейших эксплуатационных характеристик деталей является износостойкость поверхностей трущихся пар. Именно износ чаще всего определяет ресурс работы машины. При этом интенсивность изнашивания зависит не только от вида материала и его механических свойств, но и от состояния поверхностного слоя деталей. Поэтому повышение износостойкости исполнительных поверхностей деталей является одной из важнейших задач технологии машиностроения. В процессе работы машины имеет место взаимное перемещение деталей, сопровождаемое трением и изнашиванием. Износостойкость деталей определяется способностью ее поверхностного слоя сопротивляться разрушению под действием сил трения. Недостаточная износостойкость деталей машин в значительной степени определяет производительность…
Величина сил трения и интенсивность изнашивания деталей в значительной степени связаны с шероховатостью поверхности, являющейся одним из основных параметров качества поверхностного слоя детали. Из-за неровностей на поверхности соприкосновение трущихся деталей в начальный период работы происходит не по всей номинальной площади, а лишь по вершинам неровностей. В результате в местах фактического контакта возникают большие давления, обусловливающие в начальный период работы машины интенсивный износ деталей. Одновременно между трущимися поверхностями быстро увеличивается зазор. Этот период работы машины называют приработкой. Процесс приработки является достаточно важным в работе машины, поскольку именно в этот период в случае перегрузки отдельных деталей и узлов могут возникнуть различные задиры…
В процессе приработки высота неровностей постоянно уменьшается до некоторого оптимального значения, которое различно для разных условий трения. Эти условия определяются скоростью скольжения, нагруженностью узла, наличием и видом смазки, видом трущихся материалов и другими факторами. После приработки процесс изнашивания протекает более медленно и становится достаточно стабильным на весь период эксплуатации машины, определяемый ее сроком службы. Поэтому в процессе создания машины желательно назначать такие параметры шероховатости трущихся поверхностей, которые соответствовали бы шероховатости приработанных деталей. В период нормальной эксплуатации износ определяется физико-механическими свойствами поверхностного слоя и режимами работы трущейся пары. Особенно большой износ наблюдается при частых пусках машин, когда нарушается режим смазки поверхностей…
В конце периода нормальной работы (участок II) интенсивность изнашивания деталей нарастает (участок III), а величина износа достигает таких величин, когда дальнейшая эксплуатация машины становится практически невозможной. Поэтому в конце периода естественного изнашивания необходима остановка машины и проведение определенного объема работ по техническому обслуживанию и ремонту. Шероховатость поверхности оказывает значительное влияние и на усталостную прочность деталей. Явление усталости возникает при циклических, т.е. знакопеременных нагрузках. От качества обработанной поверхности в некоторой степени зависит и ее коррозионная стойкость. Причиной потери работоспособности многих деталей машин является усталость материала деталей. Наличие на поверхности детали, работающей в условиях переменных нагрузок, отдельных дефектов и микронеровностей, способствует возникновению…
Долговечность деталей, работающих в различных эксплуатационных средах, во многом зависит от их коррозионной стойкости. Коррозионное разрушение деталей, как правило, начинается с поверхности. В связи с этим шероховатость поверхности оказывает существенное влияние на коррозионную стойкость деталей машин. С понижением параметра шероховатости коррозионная стойкость поверхности повышается. Вещества, вызывающие коррозию, осаждаются во впадинах и углублениях. Распространяясь в направлении основания выступов, они разрушают их, вследствие чего появляются новые очаги коррозии и разрушения. При наличии сил трения процесс коррозии существенно возрастает. Очевидно, чем меньше высота неровностей, тем медленнее будет протекать коррозия. Физико-механические параметры качества поверхности также оказывают существенное влияние на усталостную прочность и коррозионную стойкость…