В конце периода нормальной работы (участок II) интенсивность изнашивания деталей нарастает (участок III), а величина износа достигает таких величин, когда дальнейшая эксплуатация машины становится практически невозможной. Поэтому в конце периода естественного изнашивания необходима остановка машины и проведение определенного объема работ по техническому обслуживанию и ремонту.
Шероховатость поверхности оказывает значительное влияние и на усталостную прочность деталей. Явление усталости возникает при циклических, т.е. знакопеременных нагрузках. От качества обработанной поверхности в некоторой степени зависит и ее коррозионная стойкость.
Причиной потери работоспособности многих деталей машин является усталость материала деталей. Наличие на поверхности детали, работающей в условиях переменных нагрузок, отдельных дефектов и микронеровностей, способствует возникновению на поверхности изделия микроскопических усталостных трещин. В этом случае поверхностные дефекты играют роль очагов возникновения таких трещин и постепенного развития их в глубь сечения детали. Ослабленное усталостными трещинами сечение может привести к разрушению детали. Сопротивление материала усталости под действием переменных нагрузок возрастает одновременно с понижением параметра шероховатости поверхности.