В процессе приработки высота неровностей постоянно уменьшается до некоторого оптимального значения, которое различно для разных условий трения. Эти условия определяются скоростью скольжения, нагруженностью узла, наличием и видом смазки, видом трущихся материалов и другими факторами.
После приработки процесс изнашивания протекает более медленно и становится достаточно стабильным на весь период эксплуатации машины, определяемый ее сроком службы. Поэтому в процессе создания машины желательно назначать такие параметры шероховатости трущихся поверхностей, которые соответствовали бы шероховатости приработанных деталей.
В период нормальной эксплуатации износ определяется физико-механическими свойствами поверхностного слоя и режимами работы трущейся пары. Особенно большой износ наблюдается при частых пусках машин, когда нарушается режим смазки поверхностей трения. Достаточно часто это связано с их задирами и схватыванием.